ГлавнаяНовости → «Реостат»: полюс притяжения

«Реостат»: полюс притяжения

 

Слово «полюс», пожалуй, самое популярное у работников великолукского предприятия «Силовые машины – завод «Реостат». Оно обязательно прозвучит, когда вы спросите о производимой продукции. Понятно, что полюс, а вернее, целый их комплект, является частью электродвигателя и входит в номенклатуру выпускаемых здесь изделий. Но когда я услышал, что изготовленные на «Реостате» полюса ждут на гидроэлектростанциях, меня одолело любопытство: как хоть они выглядят? Ведь гидроэлектростанции – это огромные сооружения, и оборудование для них тоже должно быть не миниатюрное!

Оказывается полюс для гидроагрегатов – размером с добрый стенной шкаф. В комплект входит 20 медных пластин. Каждая определенной толщины, выверенной до микрона.

Помимо полюсов, конкретно для гидроэлектростанций на «Реостате» собирают также и сложнейшие системы автоматизированного управления, известные также как «шкафы управления».

Чуть менее десяти месяцев назад великолучане начали поставки подобного электрооборудования на Саяно-Шушенскую ГЭС. И в уже в декабре, когда на гидроэлектростанции был запущен первый из восстановленных после страшной аварии гидроагрегатов, на «Реостате» принимали поздравления – наряду со всеми отечественными энергетиками.

К сегодняшнему дню с помощью великолучан восстановлено уже более половины пострадавших гидроагрегатов. В ближайщие два-три месяца заказ из Саян будет полностью выполнен.

А ведь системы автоматизированного управления были разработаны холдингом «Силовые машины» после произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС аварии. Шкафы управления обеспечивают надежную защиту системы в практически любых условиях. Для «Реостата», как и для всех «Силовых машин», это был новый вид продукции. И, как оказалось, очень востребованный. У «Реостата» уже есть опыт поставок на Лесогорскую, Светогорскую, Ирганайскую ГЭС. В настоящее время заканчивается изготовление комплектов для трех гидроагрегатов Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии. Первый комплект «реостатовцы» намерены отправить ближе к своему профессиональному празднику – Дню машиностроителя.

Нужно отметить, что агрегаты у всех вышеперечисленных ГЭС имеют некоторые отличия – у них разная мощность, разные режимы работы. Но на заводе, что называется, уже набили руку, для великолучан эти различия никакой сложности не представляют. Для них электрооборудование для гидроагрегатов – это нормальный серийный продукт.

Я не случайно начал рассказ о сегодняшних буднях «Реостата» со слова «полюс». Потому что сам «Реостат» стал своеобразным полюсом – полюсом притяжения новых идей, новых направлений развития, заказов на новую продукцию.

Например, год назад в планах завода наметилось расширение сотрудничества с белорусским АО «БелАЗ». И вот в этом году холдинг «Силовые машины» выиграл тендер на поставку электрооборудования для производителей грузовиков-супертяжеловесов.

– На этом рынке существует жесткая конкуренция, – отмечает заместитель директора по сбыту предприятия «Силовые машины – завод «Реостат» Сергей Соо. – Свои разработки предлагают «Siemens», «ABB», «РусЭлПром», «Татэлектромаш». Однако предложить полный комплект, который включает двигатели, генератор и систему шкафов управления,  может только ОАО «Силовые машины». В следующем году «БелАЗ» планирует приобрести 120 комплектов электрооборудования производства нашего холдинга для комплектации самосвалов грузоподъемностью 240 и 136 тонн. Как предприятию, входящему в холдинг, заводу «Реостат» отводится своя роль – предполагается, что «Реостат» возьмет на себя изготовление порядка 40 комплектов электрооборудования. Остальное произведет питерское предприятие «Электросила». В сентябре мы уже начали серийный выпуск – по два комплекта электрооборудования для самосвалов БелАЗ в месяц. До конца года планируется изготовить и отгрузить 8 комплектов. Начиная с весны, планируем увеличить производство до четырех комплектов в месяц.

Нужно также добавить, что параллельно с выполнением своей части заказа для белорусской стороны «Реостат» изготавливает полюса и коллекторы для электродвигателей и генераторов, производимых в счет заказа на «Электросиле». Более того – на «Реостате» готовятся к тому, чтобы самостоятельно выпускать еще и шкафы управления для суперсамосвалов.

Самое же главное – «БелАЗ» получит для своих грузовиков совершенно новый двигатель. Холдингом «Силовые машины» разработан и освоен производством, в том числе и на «Реостате», асинхронный двигатель. Это двигатель ТАТ-5 для БелАЗа грузоподъемностью 136 тонн и двигатель ТАТ-7 для самосвала грузоподъемностью 240  тонн.

На этом сотрудничество «Силовых машин» и «БелАЗа» не заканчивается. Сейчас ведется разработка двигателей и генераторов для самосвалов грузоподъемностью 360 тонн. Грузовики БелАЗ привлекательны по цене и качеству. Не случайно у завода огромный рынок сбыта в России, да и в ряде других стран.

Свою новую разработку «Силовые машины» представили на недавней выставке «Уголь и майнинг», проходившей в Кузбассе. В выставке приняли участие и представители предприятий, занимающихся добычей природных ископаемых. Асинхронный двигатель, разработанный конструкторами холдинга, вызвал огромный интерес. Он проще в эксплуатации, более надежен и, что так же важно, дешевле в изготовлении за счет ряда конструктивных особенностей.

Итогом выставки стали заключенные контракты и соглашения о намерениях. В частности, с Сибирским деловым союзом (в него входит большинство действующих за Уралом разрезов) – на поставку асинхронных двигателей взамен ранее использовавшихся синхронных. Так что этот рынок также представляется перспективным на многие годы.

На выставке, помимо похвал, великолучанам были озвучены и очередные задачи. Посмотрев разработки, перспективы развития самосвалов и карьерных экскаваторов, представители горнодобывающих и перерабатывающих предприятий заявили о своем стремлении к увеличению грузоподъемности машин, емкости кузовов и ковшей. То есть минимизация издержек, столь желанная для горнодобытчиков и переработчиков, влечет увеличение электротехнической составляющей в машинах.

«Электросила» уже приступила к разрабатке комплекта асинхронного привода для карьерных экскаваторов с объемом ковша свыше 18 кубометров. А значит, в перспективе к этому будет подключен и завод «Реостат».

Новые заказы требуют увеличения производственных мощностей самого «Реостата». И у завода есть достаточный потенциал. Для достижения намеченных целей – в частности, для выхода на производство четырех комплектов в месяц – завод собирается приобретать специализированное оборудование, расширять штат сотрудников. А значит, появятся и дополнительные рабочие места.

Более того, завод собирается сократить использование комплектующих «со стороны», наладив их производство у себя. Генеральный директор «Силовых машин» поставил задачу полностью локализовать производство электрических машин в Великих Луках, на заводе «Реостат». А это также приведет к увеличению штата.

Из традиционных направлений можно отметить то, что завод производит для метро. По-прежнему великолучане выпускают комплекты электрооборудования для метрополитенов разных стран.

– В кооперации с предприятием ЗАО «Вагонмаш» из Санкт-Петеребурга мы планируем собственный проект, – продолжает рассказ Сергей Соо. – Наше заводское конструкторское бюро разрабатывает оборудование для новых вагонов, которые собирается выпустить «Вагонмаш». В ближайшее время планируем изготовить опытную партию оборудования. Образцы нового проекта, который получил название «Нева», уже эксплуатируются в северной столице. Вагон этот сейчас оснащен двигателем, электрооборудованием и аппаратурой чешского производства. Но руководство России и самого Санкт-Петербурга уже поставило задачу – полностью обеспечить проект российским продуктом. У «Реостата», кстати, уже есть разработка асинхронного двигателя, осталось разработать комплект аппаратной части. Задача серьезная.

Остается добавить, что на железных дорогах продолжаются испытания поезда производства Демиховского машиностроительного завода, на котором установлено энергосберегающее оборудование. Это оборудование также разработало и изготовило великолукское предприятие. Испытания идут в Ростове-на-Дону, поезд проходит обкатку с учетом особенностей всех сезонов года, поэтому они и длятся уже почти двенадцать месяцев. Отклики – положительные. Поезд действительно показывает неплохие результаты в экономии энергии. В производстве такого оборудования, кстати, конкурентов у «Реостата» нет. Это на заводе отмечают с гордостью.

Поезда с энергосберегающей начинкой будут очень востребованы, в частности, в Кавказском регионе. Возможно, среди пригородных электричек, которые будут обслуживать гостей и жителей Сочи в дни зимней Олимпиады-2014, появятся и вагоны, оборудованные энергосберегающей техникой с маркой «Сделано на заводе «Реостат».

Константин Завистовский